Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Учитель в моей жизни…

 

Учитель работает над самой ответственной задачей-

он формирует человека

М.И.Калинин

Благоговение перед Учителем в моей душе было всегда, сколько я себя помню…Мой самый мудрый, самый справедливый и самый любимый учитель – моя мама. 40 лет жизни она посвятила своим ученикам и родной школе. Человек, который дал дорогу в большую жизнь сотням деревенских мальчишек и девчонок. Учитель, который видел в каждом ребенке прежде всего не «троечника» или «отличника», а личность. До сих пор помню ее слова об очень нерадивом, на мой взгляд, школьнике: «Доченька, а какой наш Айдар отзывчивый и человечный... Всегда поможет. Хороший очень!». Этих добрых слов мне вполне хватило, чтобы посмотреть на человека с другой стороны, увидеть лучшие его качества. Такое отношение к своим маленьким воспитанникам всегда восхищало не только меня. Ее бывшие ученики, ныне уже взрослые, вполне состоявшиеся люди часто навещают маму, с большой теплотой вспоминают свои самые счастливые школьные годы…И в этом есть и заслуга моего главного Учителя!

Наверное, неудивительно, что я выбрала педагогическую стезю. Да, были и другие увлечения, но недолгие. И все опять возвращалось «на круги своя…». Учитель! И только учитель! Будет несправедиво, если не скажу о своем любимом педагоге русского языка и литературы. Шагалеева Марьям Миргасимовна. Восхищение, обожание, безграничное уважение! Вот слова, характеризующие мое отношение к ней. Наш далеко не идеальный во всех отношениях класс на уроках литературы затихал и внимал. Самые отъявленные хулиганы с нескрываемым интересом слушали учителя. Ни разу не повысив голос, не задев человеческое достоинство, она умела растить в нас душу, вкладывая без остатка свою. Умела в каждом видеть хорошее, замечать лучшее в своих учениках. Так хотелось, чтобы учитель гордился нами! Так хотелось быть похожей на нее! Мы старались оправдать доверие, оказанное нам, старались не подводить и не огорчать ее. На уроках Марьям Миргасимовна учила нас милосердию, доброте, справедливости, честности... Ненавязчиво, тихо, как, наверное, и должно быть. Учитель, который стал примером для своих учеников, чьи уроки запали в душу!

…Детство давно осталось позади. Уже 21 год школа - это моя вторая семья. Люблю свою работу, понимаю, что, как бы ни было трудно, ей не изменю… Это уже судьба. Всегда верила, что миссия Учителя - созидательная. Ш.Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознаниии твоих учеников, но и в их душах и сердцах…» На мой взгляд, как раз о душе в последнее время мы и забываем. Современное образование взяло курс на воспитание человека, умеющего работать с информацией, хорошо считать, владеющего новейшими технологиями, очень мобильного, быстро и безболезненно реагирующего на изменения в мире, то есть успешного в полном смысле слова человека. Но так ли это? Да, даже дети младшего школьного возраста (и не только школьного) великолепно разбираются в современных гаджетах, которые как-то плавно и незаметно стали даже и средствами обучения. Презентации, рефераты, тесты, проекты, видеофильмы и видеоролики…Создание всего вышеперечисленного не составляет труда для наших учеников. Это замечательно и не может не радовать, ведь дети должны идти в ногу со временем, а иногда даже опережать его. За ними наше будущее, будущее всего мира! Но почему-то грустно… Да, школа пытается воспитать человека, который не потеряется в этой жизни, найдет выход из любой сложной ситуации, потому что он умеет принимать решения, умеет мыслить практически. Каждый учитель-предметник старается вложить в своего ученика больше знаний, уверенный в том, что важнее и нужнее его предмета нет ничего. Не знаю, правильно это или нет. Да, мы говорим о личностном развитии учащихся как о приоритетном, утверждаем, что каждый ребенок уникален, что школа должна видеть заложенные в учениках способности, помочь их развить, дать возможность максимально раскрыться ученику. Но ученик заканчивает 9 или 11 классов, проходит итоговую аттестацию… К сожалению, не всегда успешно...Не всегда в этом виноваты учителя или сам выпускник. Есть целый ряд объективных и субъективных факторов, которые могут повлиять на итог экзамена: волнение, незнакомая атмосфера, стресс, осознание важности происходящего…

Есть у меня в 9 классе второгодник. Не смог пересдать математику. Чистый, открытый, добрый взгляд. Спокойный, воспитанный, уважительный. Руки у парня золотые! И неглупый! Но не дается математика…И опять близится конец года. А в глазах ученика - отчаяние и страх. И мне его по-матерински жалко. По-человечески жалко… Конечно, экзамены нужны. Это некий рубеж, подведение итогов, самоопределение, в конце концов. Но всегда нужно помнить, что мы работаем с детьми, самыми открытыми, уязвимыми, ранимыми, восприимчивыми и очень сильно зависящими от нас. И самое время нам вспомнить, что перед нами – человек, и его дальнейшая судьба сейчас в наших руках, в руках взрослых. Дети, к счастью, все разные. Значит, и относиться к ним нужно по-разному. У каждого ребенка должен быть шанс реализоваться в этой жизни. Мы, учителя, должны донести до учеников, что ОГЭ или ЕГЭ – это не самое важное в жизни, это всего лишь некий этап, который нужно уметь преодолеть. От успешной сдачи экзаменов, на мой взгляд, может зависеть только возможность поступить в ВУЗы. А иметь средне-специальное образование, я думаю, имеет право каждый. Мне кажется, что требует некоего усовершенствования система итоговой аттестации, особенно в 9 классах, для того чтобы дать возможность даже «слабому» ученику реализоваться в какой-либо рабочей профессии. Он имеет на это право. А мы ради их будущего не имеем права на ошибку. Пусть мой «троечник» никогда не станет академиком, но он может стать искусным кулинаром, умелым столяром или плотником, автомехаником…Мы, учителя, должны им помочь стать нужными и востребованными в жизни. Личность ребенка - вот центр всего!! Школа - взлетная полоса для ученика. Она должна дать крылья ребенку и помочь ему взлететь. У каждого будет своя высота, своя планка, все будет зависеть от собственных сил, желаний и возможностей. Но это его путь...

Я думаю, пока каждый из нас не задумается и не осознает, что мы несем ответственность за судьбу начинающего жить человека, пока не научимся видеть за сухими цифрами отдельно взятые судьбы людей, мы не сможем воспитать успешных, уверенных (а не самоуверенных) в своих силах и нужных обществу граждан. Да, ребенок может овладеть определенным объемом информации, хорошо знать определенные учебные дисциплины. Но человечности и доброте, милосердию и состраданию, искренности и порядочности детей должны учить взрослые, прежде всего на своем собственном примере. И роль учителя здесь трудно переоценить.

Я не ратую за возврат к так называемой «советской системе образования», о которой с такой ностальгией мы часто вспоминаем. Хотя уверена, что много хорошего было в ней. Это наши корни, которые, мне кажется, мы теряем. А вот заимствование западных технологий обучения, на мой взгляд, имеет больше минусов, чем плюсов. О душе забываем… Обезличенность, массовость, оперативность, быстрота. Вот что сейчас ценится. А о главном подумать и некогда…Душа осталась не у дел… Еще Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Абсолютно с этим согласна. У нас всегда был свой путь, своя дорога, свои ценности, традиции. Духовность всегда отличала наш народ. Нельзя нам растерять все это, иначе лишимся своей самобытности. И тем более нельзя допускать таких ошибок, когда речь идет о воспитании молодого поколения.

Я в школе преподаю уникальную дисциплину - литературу. Горжусь этим и понимаю степень ответственности. Своим ученикам я часто говорю, что литература - единственный школьный предмет, который заботится о вашей душе. В мире электроники я знакомлю детей с книгой, с вековой человеческой мудростью. Мне интересно наблюдать, как мои ученики, такие разные, спорят, общаются друг с другом лицом к лицу (а не в соцсетях!), высказывают свою точку зрения, спрашивают моего совета, обращаются за помощью. А еще они часто смеются, читая рассказы Зощенко, Чехова, Гоголя, иногда плачут, когда чувствуют чью-то боль, искренне переживают за героев Толстого, Достоевского… Душа трудится… А это самое главное для меня. Я медленно, в меру своих сил, не даю возможности детям «затвердеть» душой…Ведь у меня были хорошие учителя, я хорошо усвоила их уроки жизни…Наверное, любому из нас хочется стать для кого-то примером, особенно для своих воспитанников. Хочется в полной мере стать для мальчишек и девчонок настоящим Учителем с большой буквы. Сократ сказал: «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить». Сделать это в наших силах! Мы, учителя, должны ребенку помочь найти себя в этой жизни, зажечь в его душе свет веры, любви и надежды. Без этого нет настоящего человека! Учитель, ты можешь сделать этот мир светлей!